Версия для слабовидящих

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение "Детский сад комбинированного вида №13 г.Шебекино Белгородской области"

Белгородская область, г. Шебекино, ул. Шарапова, д. 7,

Телефон

8(47248)2-41-02

Эл. почта detsad13-solnischko@yandex.ru

Уважаемые родители!
Предлагаем Вам принять участие во Всероссийской семейной акции "Сохрани жизнь! Сбавь скорость" направленной на пропаганду безопасного поведения на дороге.
Результаты независимой оценки качества образовательных услуг
Результаты независимой оценки качества образовательных услуг, в целях популяризации среди населения независимой оценки качества оказания услуг организациями в сфере образования и ее результатов.
Для Вас,родители! Консультационный центр.

МАДОУ "Детский сад комбинированного вида №13 г. Шебекино"

Адрес: Белгородская область, г. Шебекино, ул. Шарапова, д. 7,
Телефон: 8(47248)2-41-02
Эл. почта: detsad13-solnischko@yandex.ru

19.01.2017. Методические рекомендации по организации работы с детьми ОВЗ и детьми-инвалидами для воспитателей, педагогов-психологов, учителей-логопедов. «Ребенок-инвалид…с чего начать?». Подготовила: Косарева Д.Г., воспитатель.

Методические рекомендации по организации работы с детьми ОВЗ и детьми-инвалидами для воспитателей, педагогов-психологов, учителей-логопедов.

«Ребенок-инвалид…с чего начать?»

 

Проблема включения людей с ограниченными возможностями здоровья в социально-реальную жизнь общества является актуальной во всём мире. Особенно, на первый взгляд, это процесс социализации труден или даже невозможен для детей дошкольного возраста. Но в тоже время современное общество, в нашем случае детские учреждения, обязаны включить в единое социальное взаимодействие абсолютно все категории детей дошкольного возраста. И перед дошкольным образовательным учреждением стоит задача – построить модель двустороннего взаимодействия администрации и педагогов ДОУ с родителями, воспитывающих детей с ОВЗ и детей инвалидов.

Идеи инклюзивного образования, закрепленные в основных нормативно-правовых документах: закон N 273 «Об образовании в РФ», ФГОС дошкольного и начального и общего образования, полностью отвечают потребностям нашего современного общества.

Однако в современном мире многие дети с особенностями развития часто не находят своего места из-за физических и психических ограничений. А ведь раннее вовлечение данных семей в процесс совместного взаимодействия позволяет достичь более ощутимых положительных результатов в социальной адаптации и интеграции.

Данная категория детей имеют ряд социально-педагогических проблем:

  • ограниченные способности к самообслуживанию, к самостоятельному передвижению;
  • речь и неречевые средства общения используются ребенком в неполном объеме;
  • излишняя впечатлительность, тревожность;
  • уровень самостоятельности, не соответствующий возрасту.

Эти проблемы приводят к снижению уровня социализации и усложняют процесс интеграции ребенка в общество.

Организация работы с ребенком-инвалидом предполагает со стороны педагогов глубокое понимание основных причин нарушений коммуникативных функций, умение определять условия для осуществления помощи, а именно, чтобы ребёнок хотел выразить себя, чтобы он чувствовал, что взрослый искренне, интересуется им и его жизнью, сопереживает ему. Усиленная тренировка нарушенных функций, попытки развить возможности, которые ограничены дефектом развития, часто приводят к негативному отношению к определенным видам деятельности.

При организации работы с семьей, воспитывающей ребенка инвалида следует руководствоваться следующими правилами:

1.Комплексный характер коррекционно-педагогической работы. Это означает постоянный учет взаимовлияния двигательных, речевых и психических нарушений в динамике продолжающегося развития ребенка. Вследствие этого необходима совместная стимуляция (развитие) всех сторон психики, речи и моторики, а также предупреждение и коррекция их нарушений.

2.Раннее начало онтогенетически последовательного воздействия, опирающегося на сохранные функции. Необходимость ранней психолого-педагогической и логопедической работы с «особым» ребенком , которая начинает «вытекать» из особенностей детского мозга - его пластичности и универсальной способности к компенсированию нарушенных функций, а также в связи с тем, что наиболее оптимальными сроками созревания речевой функциональной системы являются первые три года жизни ребенка. Совместную работу строить не с учетом возраста, а с учетом того, на каком этапе психо-речевого развития находится ребенок.

3.Организация работы в рамках ведущей деятельности, т.е. – игровая деятельность.

  1. И самое главное - тесное взаимодействие с родителями. В силу значимой роли семьи, ближайшего окружения в процессах становления личности ребенка необходима такая организация среды (быта, досуга, воспитания), которая могла бы максимальным образом стимулировать это развитие, сглаживать негативное влияние заболевания на психическое состояние ребенка. Родители - основные участники педагогической помощи.

Для создания благоприятных условий воспитания в семье необходимо знать особенности развития ребенка, его возможности и перспективы развития, соблюдать правильный распорядок дня, организовать целенаправленные коррекционные занятия, сформировать адекватную самооценку и правильное отношение к дефекту, развить необходимые в жизни волевые качества. Для этого важно активное включение ребенка в повседневную жизнь семьи, в посильную трудовую деятельность, стремление к тому, чтобы ребенок не только обслуживал себя (самостоятельно ел, одевался, был опрятен), но и имел определенные обязанности, выполнение которых значимо для окружающих (накрыть на стол, убрать посуду). В результате у него появляются интерес к труду, чувство радости, что он может быть полезен, уверенность в своих силах. В зависимости от реакции и поведения родителей ребенок будет рассматривать себя или как инвалида, не имеющего шансов занять активное место в жизни, или, наоборот, как человека, вполне способного достичь определенных успехов. Родители не должны стыдиться своего ребенка. Тогда и он сам не будет стыдиться своей болезни, уходить в себя, в свое одиночество.

Определены основные направления коррекционно-педагогической и логопедической работы (учет дефекта ребенка):

 

- развитие эмоционального, речевого, предметно-действенного и игрового общения с окружающими;

- стимуляция сенсорных функций (зрительного, слухового, кинестетического восприятия и стереогноза);

- формирование пространственных и временных представлений, коррекция их нарушений;

- развитие предпосылок к интеллектуальной деятельности (внимания, памяти, воображения);

- формирование математических представлений; развитие зрительно-моторной координации и функциональных возможностей кисти и пальцев; подготовка к овладению письмом; воспитание навыков самообслуживания и гигиены.

- развитие (и облегчение) речевого общения, улучшение разборчивости речи; нормализация тонуса мышц и моторики артикуляционного аппарата; развитие речевого дыхания, голоса, просодики; формирование силы, продолжительности, управляемости голоса в речевом потоке; выработка синхронности дыхания, голоса и артикуляции; коррекция нарушений произношения.

Проблему речевого и интеллектуального развития детей невозможно рассматривать в отрыве от процесса социализации, особенно если речь идет о детях, испытывающих значительные трудности в общении.

На основе результатов обследования желательно составить индивидуальную программу развития для каждого ребенка, которая реализуется через все виды детской деятельности. Самостоятельная деятельность детей с особенностями в развитии способствует выработке навыков коллективного взаимодействия.

Условием достижения высоких результатов коррекционно-развивающей работы в рамках комплексного сопровождения ребенка является единство предметно-развивающей, образовательно-воспитательной и социально-педагогической сред.

Развивающая предметно-пространственная среда дошкольного учреждения - это система условий, обеспечивающих развитие всех видов детской деятельности, коррекцию отклонений высших психических функций и становление личности ребенка. Однообразие микросреды может привести к ограничению возможностей развития детей и даже задержке в развитии.

Развивающая предметно-пространственная среда обеспечивает ребенку образовательно-воспитательный маршрут, оптимальный для его психики и поведения, активизирует познавательную деятельности и содержательное общение детей со сверстниками и взрослыми.

Обстановка помещения, в которой проходит социализация ребенка с ОВЗ или ребенка-инвалида, выдерживается в умеренной цветовой гамме, не перегружен отдельными деталями. Если ребенок имеет проблемы опорно-двигательного характера , то пространство группы должно быть максимально свободным. От правильной обстановки помещения зависит активность ребенка (речевая, познавательная, двигательная) и формирование навыков предметно-практической деятельности.

Не следует забывать о наличии  художественных произведений, которые влияют на развитие эмоциональной сферы, развитие вербальных и невербальных средств общения, развитие познавательных процессов. Ведь во время чтения книг нервная система ребенка находится в особом состоянии, во время которого происходит бессознательная проработка собственных проблем, его внутренний мир восстанавливается и гармонизируется.

 

Особое внимание следует обратить на разнообразные массажные атрибуты для рук и для ног позволяют реализовывать разные методики по развитию мелкой и общей моторики у детей. Мышечной тренировке способствуют мячи разного размера и веса, большие мягкие, достаточно тяжелые. Сухой бассейн предназначен для расслабления спастики мышц рук и развитию тонко скоординированных движений пальцев. Игры с сухим бассейном используются нами не только для развития этой задачи, но и для решения коррекционных задач по развитию сенсорных эталонов

 

Социальная адаптация включает в себя, и самое главное – умение общаться и потребность в общении. Педагогу-психологу и воспитателю рекомендовано: при первичном обучении игровым действиям познакомить собого ребенка с сюжетными игрушками и показали элементарные игровые действия, сопровождая их выразительной мимикой и речью. И не забывать контакт «глаза в глаза».

Для развития слухового восприятия и создания эмоционального контакта, участникам взаимодействия поможет – музыка. Из-за различных нарушений двигательной системы музыкально-ритмическая деятельность детей с ОВЗ ограничена. В силу этого, при работе с ребенком-инвалидом следует активно использовать музыкальные инструменты. Развивая слуховое внимание детей, использовать технические средства: музыкальные записи, показ музыкальных роликов на ноутбуке и другие гаджеты. Благодаря музыкальной деятельности у детей формируются первичные навыки коммуникации. Эта же задача успешно решается и через театрализованные игры. Дети в совместных играх знакомятся с различными видами театра: кукольный, настольный, теневой; учатся манипулировать куклами; развивают интонационную выразительность речи.

Одним из элементов адаптивной среды являются традиционные экскурсии индивидуальной и подгрупповой направленности по помещениям дошкольного учреждения (ребенок посещает медицинский кабинет, музыкальный и физкультурный залы, кабинет заведующей, с целью ознакомления с помещением и знакомства с людьми и функциями, которые они выполняют).

Необходимо, чтобы «особый» ребенок имел возможность посещать и принимать участие в мероприятиях: праздниках развлечениях, соревнованиях, конкурсах детского сада, проводимых с детьми других групп, что создает благоприятный фон, побуждает детей общаться. Это оказывает стимулирующее воздействие на детей, способствует их социальной интеграции, а у детей, не имеющих нарушения опорно-двигательного аппарата, формируются гуманные личностные качества.

Особое внимание уделяется возможности общения ребенка-инвалида с другими детьми. Д ети формируют в себе такие положительные черты, как: умение сопереживать другим, толерантность к окружающим, желание помогать ближним; а ребенок-инвалид учится непринужденности, востребованности, раскрывает свои возможности.

Для повышения педагогической компетентности родителей следует использовать следующие формы взаимодествия:

  • обучающие семинары или круглые столы, которые проводят специалисты (логопеды, музыкальный руководитель, руководитель по физическому воспитанию) и на которых осваиваются практические методы и приемы коррекционо-развивающего обучения детей с использованием традиционного и нетрадиционного оборудования;
  • индивидуальная работа с родителями (консультации);
  • совместные занятия родителя и ребенка, имеющие различную направленность (развивающие, обучающие);
  • игровое взаимодействие специалиста с ребенком в присутствии, или с участием родителей;
  • групповая работа с родителями (профилактическая и психокоррекционная).

Таким образом, всестороннее изучение ребенка-инвалида, оценка его реальных возможностей, координация в работе педагогов и специалистов учреждения, тесная связь с семьей дают возможность всем участникам взаимодействия  оказать социальную помощь детям: помочь им наладить общение со сверстниками, создать положительный эмоциональный настрой – как важный фактор успешной социализации ребенка дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья в обществе.

Литература:

  1. Акатов Л. И. Социальная реабилитация детей с ограниченными возможностями. – М., 2003.
  2. Аксёнова Л. И. Социальная педагогика в специальном образовании. – М., 2001.
  3. Кроткова А. В. Социальное развитие и воспитание дошкольников с церебральным параличом. – М.: ТЦ Сфера, 2007.
Наверх