Другое дело
Практикум для родителей
«Дидактические игры, используемые на занятиях по формированию пространственных представлений у детей 5-7 лет».
1.«Выложи ряд»
Цель: Учить детей ориентироваться в правом и левом направлении пространства.
Оборудование: блоки Дьенеша, карточки – символы изображения фигур.
Ход игры: Дети делятся на две команды: левую и правую. С левой стороны – квадраты, с правой стороны – круги. Каждая команда выкладывает фигуры в заданном левом или правом углу группы.
2. «Почтальон»
Цель: Закрепить умение находить левую и правую руку, ориентируясь в собственном теле.
Ход игры: Среди детей выбирается ведущий, который отправляет письмо. Ведущий называет, кому отправляет письмо. Получивший говорит с какой стороны получил письмо (справа или слева). Дети стоят в кругу, передают письмо-сигнал сжимая руку друг другу по цепочке.
3. «Кто правильно назовет»
Цель: Научить детей ориентироваться в правом и левом направлении пространства.
Ход игры: Ребенок показывает правую руку и называет, что находится справа, а затем ему завязывают глаза, просят повернуться на одном месте несколько, развязывают глаза и опять просят показать правую руку и назвать то, что находится справа от него. Такой же алгоритм работы с левой рукой.
4. «Ручеек»
Цель: Закрепить умение находить левую, правую стороны, верхнее, нижнее направления пространства
Ход игры: Дети стоят в колонну друг за другом и двигаются по заданному направлению «лево» -«право», по сигналу поднимают руки вверх или опускают вниз.
5. «Найди свое место»
Цель: Учить детей ориентироваться в правом и левом направлении пространства.
Оборудование: блоки Дьенеша
Ход игры: В разных углах группы, напротив друг друга педагог выстраивает две фигуры – первая фигура слева, вторая фигура – справа. Дети делятся на две команды – правая и левая. По сигналу педагога: «На прогулку!» все дети расходятся по группе в разных направлениях. По сигналу педагога: «Найди своё место!» дети должны найти свою фигуру (слева или справа).
6. «Второй ряд»
Цель: Учить детей ориентироваться в левом и правом направлениях стола.
Оборудование: блоки Дьенеша.
Ход игры: Педагог дает инструкцию: «Выложи на столе слева 5 фигур треугольной формы, а справа – столько же фигур прямоугольной формы.
7. «Найди дом веселым человечкам»
Цель: Закрепить умение детей ориентироваться в верхнем –нижнем, левом – правом направлении пространства стола
Оборудование: блоки Дьенеша.
Ход игры: Педагог дает инструкцию: «Найди домик своему человечку, если слева живут круглые человечки, а справа – прямоугольные» Дети ищут домики для своих человечков- блоков по форме или по цвету (в зависимости от инструкции взрослого)
8. «Летает – не летает»
Цель: Учить детей ориентироваться в верхнем – нижнем направлении пространства на плоскости стола. Учить самостоятельно действовать с блоками по инструкции взрослого при закреплении пройденного материала.
Оборудование: блоки Дьенеша, карточки с изображением летающих и нелетающих предметов (птицы, насекомые, животные, транспорт, предметы окружения)
Ход игры: Педагог показывает картинку с изображением предмета, а ребенок решает, куда поставить фигуру, которая у него находится (летающие предметы обозначаются треугольником, а нелетающие – прямоугольником)
9. «Здравствуй, сосед»
Цель: Продолжить учить ориентироваться на листе бумаги - левый край, правый край, учить ориентироваться на листе: «верх – низ листа»
Оборудование: блоки Дьенеша
Л - + П- +
10. Гимнастическое упражнение «Топ, топ, топ»
Цель: Закрепить умение находить левую и правую руку у себя самого.
Ход игры: дети выполняют движения в соответствии с текстом
Правой ножкой топ, топ, топ
Левой ножкой топ, топ, топ.
Левой ручкой хлоп, хлоп, хлоп.
Правой ручкой хлоп, хлоп, хлоп.
11. «Познакомимся»
Цель: Учить находить левый и правый верхние углы.
Ход игры: Соотнести объемную фигуру с ее изображением, назвать основные параметры фигуры: толщина, цвет, форма, величина. Отметить месторасположения фигуры относительно пространства листа.
12. «Запомни фигуру»
Цель: закрепить умение находить центр листа.
Оборудование: Лист бумаги с изображенными фигурами, блоки Дьенеша.
Ход игры: 1.Задание взрослого: «Найди середину, назови фигуру»
2. «Запомни расположение фигур, сделай так же»
Карточки можно менять либо использовать блоки, располагая их на чистом листе бумаги.
13. «Змейка»
Цель: закрепить умение находить левый и правый угол, верх – низ, центр листа.
Оборудование: Лист бумаги с изображенными фигурами, блоки Дьенеша.
Ход игры: Выкладывание фигур:
А) по образцу
Б) по словесной инструкции
14. «Кошки – мышки»
Цель: Учить находить левый и правый нижние углы.
Оборудование: Лист А4, карточки символы, блоки
Ход игры: Мышка убегает в норку по координатам: левый нижний угол, правый верхний угол и т.д. Ребенок прячет блок-мышку в указанный угол.
15. «На лугу пасутся …»
Цель: Упражнять детей в нахождении левого и правого нижних и верхних углов, центра листа
Оборудование: Лист А4 зеленого цвета - луг, карточки символы, блоки
Дети дают словесный отчет
16. «Найди место1»
Цель: Упражнять детей в нахождении левого и правого нижних и верхних углов, центра листа
Оборудование: Лист А4, карточки символы, блоки
Ход игры: дети располагают фигуру по словесной инструкции педагога, дают словесный отчет.
17. «По местам»
Цель: Учить соотносить символы, обозначающие предлоги НАД, ПОД с самими предлогами и использовать данные предлоги в речи.
Оборудование: Блоки Дьенеша, символы-схемы
Ход игры: Педагог показывает детям карточку-схему № , ребенок располагает на плоскости листа фигуры в соответствии со схемой, комментирует действие, словесно обозначает направление НАД, ПОД.
18.«Самый ловкий»
Цель: Учить соотносить символ, обозначающий предлог, с самим предлогом и использовать данные предлоги в речи. (предлоги В, НА)
Оборудование: Блоки Дьенеша
Ход: Педагог показывает детям карточки-схемы№ № , ребенок располагает на плоскости листа фигуры в соответствии со схемой, комментирует действие, словесно обозначает направление НАВЕРХУ, ВНИЗУ. Побеждает тот, кто быстрее расположит фигуру и обозначит словесно, используя предлоги .
19. «Кто быстрее назовет»
Цель: Практическое употребление предлогов В, НА в речи.
Оборудование: Сюжетные картинки, схемы предлогов
Ход: Педагог показывает картинки с изображением пространственных отношений. Дети составляют предложения с предлогами В, НА. За правильно составленное предложение ребенок получает фишку. Побеждает тот, у кого больше фишек.
20. «Найди место»
Цель: Познакомить с понятием «МЕЖДУ», учить соотносить предлог МЕЖДУ с символом.
Оборудование: 2 ленты, блоки Дьенеша
Ход: Педагог показывает символ и предлагает фигуру расположить между лентами, обговаривая положение лежащей между лентами фигуры.
21. «Пастушок»
Цель: Закрепление предлога «МЕЖДУ».
Оборудование: 2 ленты, блоки Дьенеша
22. «Молчанка»
Цель: Составление предложений по картинкам с изображением предметно-пространственных отношений.
Оборудование: Картинки, символы
Ход: Педагог показывает карточку со стрелкой, а ребенок жестом указывает направление пространства, изображенное на карточке.
23. «Послушай и сделай»
Цель: Проверка знаний детьми предлогов, правильности использования их в речи
Оборудование: символы-схемы, блоки Дьенеша
Ход: Педагог показывает карту-символ, дает словесную инструкцию. Ребенок выполняет и словесно обозначает место расположения фигуры на плоскости.
24. «Волшебное зеркало»
Цель: Научить переносить положение предмета на плоскость листа.
блоки Дьенеша, Лист А4,
Ход: Педагог располагает фигуры на листе А4, показывает, как может фигура отражаться на листе, обводит фигуру по контуру. Затем предлагается ребенку самостоятельно выполнить задание.
25. «Покажи карточку»
Цель: Закрепление умения переносить месторасположения предмета на лист
Ход: Педагог располагает фигуры на листе А4, показывает, как может фигура отражаться на листе, обводит фигуру по контуру. Затем предлагается ребенку самостоятельно выполнить задание. Ребенок обводит фигуру на листе и сам рисует карточку.
26. «Контролер»
Цель: Научить переносить 4 фигуры одной формы на лист бумаги.
Оборудование: Карточки, блоки Дьенеша
Ход: Выбирается ведущий, который назначается контролером. Детям дают билеты (карточки – символы). Дети выполняют задание, переносят фигуру на лист. С готовым билетом идут в автобус. В автобус проходят только те дети, у которых задание выполнено правильно.
27. «Найди ошибку»
Цель: Научить переносить 4 фигуры разной формы на лист бумаги
Оборудование: Карточки, блоки Дьенеша
Ход: Педагог предлагает 2 карточки – символы. Выполнить задания. После выполнения задания педагог показывает карточку с ошибкой. Дети должны найти ошибку, обозначить ее словесно.
28. «Кто где спрятался?»
Цель: Закрепление умения переносить 4 фигуры разной формы на лист бумаги.
Оборудование: Лист А4, блоки Дьенеша
Ход: Педагог предлагает расположить на листе А4 фигуры , затем обвести их по контуру. Дается задание словесно обозначить, где спряталась фигура.
29. «Прятки»
Цель: Научить обозначать на листе месторасположение заданного предмета
Оборудование: Карточки, лист А4
Ход: Педагог показывает карточку с символами. Ребенок располагает фигуры на листе А4 и словесно обозначает месторасположения фигуры.
30. «Зеркало»
Цель: Закрепление умения обозначать на листе месторасположение заданного предмета.
Оборудование: Блоки Дьенеша, карточки
Ход: Педагог показывает карточку с изображением расположения фигур.
Точно также ребенок располагает фигуры на своем листе. Побеждает тот, кто ни разу не ошибется.