Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение "Детский сад комбинированного вида №13 г.Шебекино Белгородской области"

Белгородская область, г. Шебекино, ул. Шарапова, д. 7,

Телефон

8(47248)2-41-02

Эл. почта detsad13-solnischko@yandex.ru

Уважаемые родители! В рамках реализации федерального проекта «Современная школа» национального проекта «Образование» специально для Вас на базе МАДОУ «Детский сад общеразвивающего вида №14 г. Шебекино Белгородской области» создана Служба оказания услуг психолого – педагогической, методической и консультативной помощи родителям (законным представителям) детей, а также гражданам, желающим принять на воспитание в свои семьи детей, оставшихся без попечения родителей. Подробную информацию о деятельности консультационной Службы можно узнать, пройдя по ссылке https://rosinka14shebekino.nubex.ru/6971/
Лаборатория детской игры
Педагогическая лаборатория
Познавательное развитие детей раннего возраста посредством различных сенсорных пособий
Уважаемые родители!
Предлагаем Вам принять участие во Всероссийской семейной акции "Сохрани жизнь! Сбавь скорость" направленной на пропаганду безопасного поведения на дороге.
Для Вас,родители! Консультационный центр.
Всероссийское голосование по выбору объектов для благоустройства
Результаты независимой оценки качества образовательных услуг
Результаты независимой оценки качества образовательных услуг, в целях популяризации среди населения независимой оценки качества оказания услуг организациями в сфере образования и ее результатов.

 

Другое дело

 

МАДОУ "Детский сад комбинированного вида №13 г. Шебекино"

Адрес: Белгородская область, г. Шебекино, ул. Шарапова, д. 7,
Телефон: 8(47248)2-41-02
Эл. почта: detsad13-solnischko@yandex.ru

Консультация для педагогов на тему: «Формирование элементарных количественных представлений у дошкольников с ОВЗ». Воспитатель: Ефременко Л.С.

28 декабря 2017 г.

Одной и

Одной из важнейших теоретических и практических задач современной дошкольной  педагогики является совершенствование процесса обучения детей с ОВЗ в целях обеспечения оптимальных условий активизации основных линий развития, более успешной подготовки к обучению в школе и социальной адаптации.

Дети с ОВЗ - это дети, которые, не обнаруживая классических форм аномалий развития, имеют в силу различных причин биологического или социального свойства, парциальные недостатки, вызывающие трудности обучения и воспитания в обычных условиях, провоцирующие повышенный риск школьной дезадаптации.

Овладение количественными представлениями является эффективным средством коррекции недостатков умственного развития, преобразование множеств предполагают осуществление целенаправленных интеллектуальных действий. Поэтапное формирование математических знаний оказывает корригирующее воздействие на слабые стороны психической деятельности детей, содействует развитию различных сторон восприятия и мышления, а следовательно, всей познавательной деятельности в целом.

 Математическая подготовка детей с ОВЗ имеет исключительную практическую важность, поскольку человеку в обыденной жизни постоянно приходится оперировать арифметическими выражениями, осуществлять счет и различные операции с числовыми величинами. Овладение ребенком математическими представлениями, знаниями и умениями является немаловажным фактором его социализации.

Возрастные особенности  восприятия ребенком  количественных представлений

Количественные представления

3-4 года

Представления об «один» и «много»;
Сравнение двух групп предметов по количеству.

 

4-5 лет

Обучение счету в пределах 5.
Знакомство с цифрами и порядковым счетом.

6 - 7 лет

 

Обучение счету в пределах 10.
Понимание отношения между числами.
Понимание независимости числа от других признаков

В деятельности выделяются:

-неосознанный счет в прямом порядке и отсутствие обратного счета;

-значительная зависимость счетной деятельности от качественных особенностей предметов и их пространственного расположения;

- низкий уровень сформированности обобщенных представлений о количестве;

-сложности в усвоении правил пересчета предметов, “безытоговый” счет;

-неумение выполнять действия сложения и вычитания.

Количественные представления у этих детей имеют качественное своеобразие, связанное с особенностями их психического развития. Затруднения в мыслительных операциях приводят к тому, что непосредственное, конкретное восприятие доминирует, препятствуя усвоению элементарных математических представлений. Затруднен перенос имеющихся знаний и умений в новые условия.

Для формирования количественных представлений необходимы развитая познавательная активность, произвольность деятельности и самоконтроля. Детям с ОВЗ свойственны познавательная пассивность, связанная со снижением интереса, а также несформированная произвольная деятельность и самоконтроль. Отмечается отсутствие интереса к выполнению математических заданий, низкий уровень самостоятельности, недостаточная критичность по отношению к результатам своей деятельности, слабое внимание к содержанию заданий.

Важным и ценным моментом коррекционно-развивающей работы является продуманная мера помощи (стимулирующей, направляющей или обучающей). Она необходима, когда дети не справляются с заданием самостоятельно. Под необходимой помощью подразумевается минимальная помощь, позволяющая ребенку начать действовать. Отзывчивость ребенка на помощь, способность усваивать ее являются прогностически значимым показателем его потенциальных учебных возможностей (обучаемости).

Стимулирующая помощь нужна, когда ребенок не может включиться в работу (не решается сам начать действовать) или когда работа завершена, но выполнена неверно.

Педагог помогает ребенку начать отвечать, преодолеть возможную неуверенность. Он подбадривает, показывает свое положительное отношение к его высказываниям, задает побудительные вопросы«Понравилось  тебестроить волшебную лестницу?» «Ты хочешь построить лестницу из всех полосочек» «Тогда нужно внимательно их сложить по образцу».

. Направляющая помощь необходима, когда ребенок не может определить способ или выбрать средства деятельности, выделить первый шаг и спланировать деятельность.

Если побуждающих вопросов оказывается недостаточно, чтобы вызвать активность ребенка, задаются прямые вопросы «Какая полосочка идет после цифры 1….». Обучающая помощь требуется в тех случаях, когда первых двух видов помощи недостаточно. В этом случае педагог непосредственно показывает ребенку, что и как делать. Следует отметить, что дозированная помощь занимает особое место и является необходимым условием успешного обучения детей дошкольного и младшего школьного возраста, и ее необходимо использовать в коррекционно-развивающей работе.Выполняем задание вместе, рассуждаем, как это делаем.

Разрабатывая подходы к математическому развитию детей, следует учитывать тот факт, что освоение дошкольников с ОВЗ математического опыта идет, как правило, двумя путями:

• под руководством педагогов (игры и занятия со специальным заданием);

• в ходе самостоятельной деятельности, возникающей по инициативе ребенка (использование всех многочисленных поводов, которые доставляет повседневная жизнь детей в коллективе и различные виды детской деятельности.)

В коррекционно-развивающей работе с детьми указанные пути всегда перекрещиваются. Такое построение коррекционно - развивающей работы сдетьми ОВЗ в включает в себя:

- развитие математических способностей с учетом психофизических особенностей;

- построение предметно – развивающей среды, способствующей развитию математических представлений в доступных и значимых для каждого ребенка видах деятельности;

- поэтапное формирование математических представлений в предметно-практической, игровой, элементарной учебной и речевой деятельности.

. Формирование количественных представлений у детей с ОВЗ осуществляется в разных видах деятельности:

• В повседневной жизни; привлечение внимания детей друг другу, оказание помощи (в известных пределах, участие в коллективной деятельности с математическим содержанием, совместное выражение чувств, возникающих в зависимости от ее результата;

• В специальных играх и упражнениях;

• В обучении сюжетно–дидактическим и театрализованным играм, где вычленение, осознание и воссоздание количественных, величинных, пространственно-временных отношений было целью и средством деятельности;

• На специальных занятиях по формированию математических представлений;

• Во время индивидуальной коррекционно-развивающей работы.

При построении занятий по формированию математических представлений учитывается основные методические принципы обучения детей с ОВЗ, такие как:

• игровая форма обучения;

• смена видов деятельности;

• повторяемость программного материала;

• обеспечение переноса полученных знаний и умений в новые условия.

Точное усвоение знаний обеспечивается повторением изучаемого материала. Главным условием является то, чтобы повторение заданий происходило в новых ситуациях, при смене наглядного материала, варьировании приемов работы. Это необходимо для того, чтобы у детей не пропадал интерес к занятиям, а их знания и умения становились более точными и обобщенными.

На примере математической темы «Один и много» можно проследить повторение материала и взаимосвязь всех специалистов:

Лексическая тема «Игрушки»

На занятиях по ФЭМП «В красной корзине один мяч, в синей - много мячей» На занятиях по рисованию «Елка одна, а шариков на ней нарисуем много» Игра с погремушками «У всех по одной погремушке, в корзине много» Я прыгну как зайка один раз, а вы много раз.

Организуя деятельность детей с ОВЗ воспитатель:

  • Даёт образцы грамматически правильных и отчетливых ответов.
  • Тщательно продумывает и чётко формулирует вопросы к детям.
  • Внимательно следит за фонетической и грамматической правильностью речи детей.
  • Для закрепления правильного употребления падежных форм существительных с количественными числительными именует каждое число при: пересчете предметов; изучении состава числа; ознакомлении со смежными числами; простейших счетных операциях и т.д.
  • На занятиях обращает внимание на чёткое, даже утрированное проговаривание падежных окончаний числительных и существительных.

Формирование элементарных количественных представлений у детей с ОВЗ, невозможно без специальной организованной предметно- пространственной развивающей среды, оборудованных математических уголков, занимательных игр, способствующих развитию внимания и логического мышления. Все игры должны быть доступны детям, привлекательны их вниманию и интересам.

Итак, можно сделать вывод, что своеобразие организации коррекционно-образовательного процесса для детей с особенностями в развитии состоит в использовании таких мер, как:

• индивидуальный и дифференцированный подход;

• сниженный темп обучения;

• структурная простота содержания знаний и умений;

• повторность в обучении;

• самостоятельность и активность ребенка в процессе обучения;

• наглядность.

• поэтапное математическое развитие в предметно-практической, трудовой, игровой и речевой деятельности.

Для формирования элементарных количественных представлений значимой является предметно - практическая деятельность, игровая, речевая и трудовая деятельность.