Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение "Детский сад комбинированного вида №13 г.Шебекино Белгородской области"

Белгородская область, г. Шебекино, ул. Шарапова, д. 7,

Телефон

8(47248)2-41-02

Эл. почта detsad13-solnischko@yandex.ru

Для Вас,родители! Консультационный центр.
Результаты независимой оценки качества образовательных услуг
Результаты независимой оценки качества образовательных услуг, в целях популяризации среди населения независимой оценки качества оказания услуг организациями в сфере образования и ее результатов.
Уважаемые родители!
Предлагаем Вам принять участие во Всероссийской семейной акции "Сохрани жизнь! Сбавь скорость" направленной на пропаганду безопасного поведения на дороге.
Лаборатория детской игры
Педагогическая лаборатория
Познавательное развитие детей раннего возраста посредством различных сенсорных пособий
Уважаемые родители! В рамках реализации федерального проекта «Современная школа» национального проекта «Образование» специально для Вас на базе МАДОУ «Детский сад общеразвивающего вида №14 г. Шебекино Белгородской области» создана Служба оказания услуг психолого – педагогической, методической и консультативной помощи родителям (законным представителям) детей, а также гражданам, желающим принять на воспитание в свои семьи детей, оставшихся без попечения родителей. Подробную информацию о деятельности консультационной Службы можно узнать, пройдя по ссылке https://rosinka14shebekino.nubex.ru/6971/
Всероссийское голосование по выбору объектов для благоустройства

 

Другое дело

 

МАДОУ "Детский сад комбинированного вида №13 г. Шебекино"

Адрес: Белгородская область, г. Шебекино, ул. Шарапова, д. 7,
Телефон: 8(47248)2-41-02
Эл. почта: detsad13-solnischko@yandex.ru

Консультация для воспитателей «Развития познавательной активности детей дошкольного возраста посредством творческих заданий» Подготовила Федченко В.В.

27 апреля 2017 г.

Современное общество нуждается в активной личности, способной к познавательно-деятельностной самореализации, к проявлению   активности и творчества в решении жизненно важных проблем. Первоосновы такой личности необходимо заложить уже в дошкольном детстве.  Основной задачей работы педагогов дошкольного учреждения является развитие личности дошкольника,   готовности его к школьному обучению.

Проблема развития  ребенка, подготовки его к школе,  сложна и актуальна, ее развитие неразрывно связано с процессом формирования познавательного интереса у дошкольников.

Что же мы вкладываем в понятие   «познавательный интерес»?

Познавательный интерес – это потребностное отношение человека к миру, реализуемое в познавательной деятельности по ознакомлению с окружающим миром, характеризуемое наличием  интереса к поставленной задаче и ее решению, умением мобилизовать свои знания и рационально их использовать в практической деятельности.

Познавательный интерес – важнейшее образование личности, которое формируется в социальных условиях, в процессе взаимодействия с окружающим миром и не является изначально присущим человеку от рождения. Также можно сказать, что познавательный интерес – избирательная направленность человека на познание предметов, явлений, событий окружающего мира.

В этом случае можно говорить о занимательности обучения.

Назначение «занимательности обучения» состоит в следующем:

  • первоначальный толчок к познавательному интересу;
  • опора для эмоциональной памяти, средство для запоминания;
  • своеобразная «разрядка» напряженности на занятии, средство переключения эмоций, внимания, мыслей;
  • средство повышения эмоционального тонуса для пассивных детей.

Познавательный интерес выступает и как мотив учебной деятельности. Для образования мотива в старшем дошкольном возрасте уже недостаточно внешних воздействий (занимательности). Мотивы должны опираться на потребности самой личности: лишь то, что для самой личности представляет необходимость, ценность, занимательность, закрепляется в мотиве. Мотив заставляет ребенка интересоваться тем или иным не только в рамках учебной деятельности, но и за их пределами.

В работе над  развитием познавательного интереса детей старшего дошкольного возраста необходимо учитывать следующие факторы:

  • создание благоприятного психологического климата в детском саду, группе;
  • обеспечение эмоционального комфорта, педагогической защищенности каждому ребенку;
  • стимулирование включение ребенка в деятельность (игровую, познавательную, личностную, практическую);
  • включение в познавательную деятельность различные виды восприятия (зрительные, тактильные, слуховые, вкусовые).

Развитие познавательного интереса у  дошкольников   возможно при наличии в дошкольном учреждении (группе) развивающей среды.

Дети очень восприимчивы к окружающему и поэтому вся обстановка детского сада (группы) имеет большое развивающее значение. При внешней пассивности окружающие  предметы активно воздействует на детей. В процессе взаимодействия с  объектами окружающего мира  дети  узнают о назначении вещей, сравнивают между собой игрушки, обращают внимание на их форму, размер, цвет, материал, пропорции.

Нельзя говорить о полноценном развитии ребенка – дошкольника, если его окружающая обстановка примитивна и хаотична, и он не получает от взаимодействия с ней позитивную информацию. С помощью развивающей среды можно изменить активность детей, влиять на их эмоциональное состояние, а можно мешать проявлению фантазии, развитию индивидуальности, отрицательно влиять на взаимоотношения детей друг с другом, на процесс обучения. Поэтому надо стремиться к тому, чтобы каждый предмет в группе являлся органичной частью развивающего пространства, стимулировал активность детей (игрушки, в том числе полифункциональные, карандаши, бумага…находились в доступных для детей местах). В группе должны быть созданы условия, позволяющие каждому ребенку самостоятельно изменять в соответствии с собственными потребностями окружающее пространство; должны быть выделены зоны для познавательных, сюжетно – ролевых и театрализованных игр, зоны для чтения и наблюдения за живой природой и др.

Предметная среда способствует  развитию познавательного интереса ребенка только в том случае, если он:

  • увлечен изучаемым материалом;
  • стремится выполнить разнообразные, особенно сложные задания;
  • проявляет самостоятельность в подборе средств, способов действий в достижении результатов;
  • обращается к воспитателю с вопросами, характеризующими их познавательный интерес.

Развитие познавательного интереса у детей дошкольного возраста в большой мере зависит от воспитателя, поэтому к  нему предъявляются особые требования:  воспитатель должен быть не только профессионалом, но и развитой личностью. Так, например, К.Д. Ушинский, в свое время отмечал: «Только личность может действовать на развитие и определение личности, только характером  можно образовать характер».

Воспитатель, как личность, состоится в том случае, если он:

  • делает все для того, чтобы укрепить в каждом ребенке веру в свои силы;
  • развивает  у них чувство собственного достоинства;
  • развивает творческие силы детей;
  • поощряет их за продвижение;
  • не ослабляет деятельности детей недоверием, негативными оценками;
  • использует приемы, способствующие двигательной энергии.

Если дети любят и доверяют педагогу, то они считают, что она самая красивая, рисуют себя рядом с ней и делают только так, как она сказала.

Большое значение имеет и профессиональное мастерство педагога, который должен знать,  что до тех пор, пока побудитель деятельности будет исходить от него (педагога), а не будет опираться на «внутреннюю» среду ребенка, развитие познавательного интереса будет ситуативным. Только те знания ценны, которые добыты своим трудом! Педагог не должен давать готовых знаний, образцов, определений. Он должен:

  • стимулировать каждого ребенка на их поиск,
  • создавать проблемные ситуации, в которых ребенок мог бы использовать свой прошлый опыт,
  • организовывать поисковую деятельность,
  • ставить простейшие опыты,
  • формировать умение спрашивать, наблюдать.

Таким образом, показателем познавательного интереса  будет, если дети:

  • думают (анализируют, обобщают, доказывают);
  • удивляются, радуются успехам и достижениям, новизне;
  • внимательны, целеустремленны, настойчивы, проявляют волю;
  • фантазируют (предвосхищают, создают новые образы).

Сильнейшим побудителем развития познавательного интереса дошкольников является внешняя привлекательность наглядного материала, использование игровых приемов в образовательном процессе:

  • внесение дидактической игрушки, сказочного персонажа, игровых атрибутов;
  • коллективных форм выполнения заданий, путешествий, КВН, конкурсов смекалистых, игр – соревнований, головоломок.

Поддерживают у детей интерес к деятельности:

  • художественное слово (сказки, рассказы, стихи, прибаутки, загадки, пословицы),
  • выражения («Следите за моей мыслью!», «Продолжи мою мысль», «Обратитесь к своей – копилке – памяти», «Завяжите узелок на память»).

В этом случае задача воспитателя не просто  познакомить с художественным произведением, но и обратить внимание, для чего нужны эти знания, где их можно применить.

Действенным приемом развития познавательного интереса у дошкольников является умело поставленный вопрос, заставляющий думать, размышлять, находить. Вопросы можно сгруппировать по цели взаимодействия.

Для развития

  • познания приемлемы следующие вопросы: соотнесите, перечислите, сформулируйте, назовите, вспомните, опишите;
  • понимания – расскажите своими словами, опишите, что вы чувствуете, объясните смысл.

Для осуществления полноценного развития познавательного интереса у дошкольников необходимо согласование усилий дошкольного учреждения и семьи.

Несмотря на то, что ребенок проводит в детском саду большую часть времени, семья остается важнейшим социальным институтом, оказывающим решающее влияние на развитие личности дошкольника. Поэтому принцип сотрудничества с семьей необходимо рассматривать в двух направлениях:

1. Вовлечение семьи в образовательный и воспитательный процесс дошкольного учреждения.

Для решения задач данного направления в детском саду используются следующие формы работы:

  • организация выставок, конкурсов совместного творчества детей и родителей;
  • семейные праздники  и развлечения, проводимые в группе за самоваром  и домашней выпечкой;
  • оформление уголков для родителей, где родители могут получить информацию об особенностях развития ребенка;
  • совместный труд родителей, детей, воспитателей.

2. Повышение педагогической культуры родителей.

С этой целью в детском саду проводятся:

  • родительские собрания,  на которых  воспитатели подбирают темы интересные и полезные для родителей;
  • консультации, семинары – практикумы, игровые тренинги;
  • функционирует клуб для родителей «Родничок», где мамы и папы могут поделиться своими проблемами, достижениями в развитии ребенка, ощутить себя на месте ребенка в процессе специально организованных игр.

Комплексная работа по развитию познавательного интереса у дошкольников способствует качественной подготовке их к школе, формированию умения использовать свои знания в жизни. Такие дети способны к нестандартному, творческому решению поставленных задач, они востребованы в обществе.