Другое дело
Созданные условия для обучения и воспитания
детей – инвалидов и детей с ОВЗ
в МАДОУ «Детский сад комбинированного вида №13
г. Шебекино Белгородской области»
В соответствии с Федеральным законом «Об образовании в РФ» №273-ФЗ, федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования (далее –ФГОС ДО), Порядком организации и осуществления образовательной деятельности по образовательным программам дошкольного образования и ряда других нормативных актов можно отметить, что государственная политика в сфере образования ориентирована на обеспечение права каждому человеку на образование, недопустимость дискриминации в сфере образования.
В целях реализации данного права необходимо создать ряд условий, в том числе:
- для коррекции нарушений развития и социальной адаптации, оказания ранней коррекционной помощи на основе специальных педагогических подходов и наиболее подходящих для детей с ОВЗ методов и способов общения;
- для социального развития детей с ОВЗ, в том числе посредством организации инклюзивного образования.
МАДОУ «Детский сад комбинированного вида №13 г. Шебекино Белгородской области» - включает в себя дошкольные группы как для детей с нормой в развитии, так и для детей с ограниченными возможностями здоровья (далее - ОВЗ).
На данный момент функционирует 12 групп, из них: 10 групп – общеразвивающей направленности, 2 группы (старшая- и подготовительная) – компенсирующей направленности для детей с тяжелыми нарушениями речи (далее - ТНР) -приказ № 103 от 26.08.2015г.
Детский сад посещают 3 ребенка-инвалида, один из них - группу компенсирующей направленности для детей с ТНР, два ребенка – группу общеразвивающей направленности.
Одно из направлений работы детского сада – это комплексное психолого-медико-педагогическое сопровождение детей с ОВЗ, направленное на обеспечение условий для удовлетворения потребности личности ребёнка, его социализацию в среду здоровых сверстников, интересы и запросы родителей. Задачи детского сада в этой работе: развитие личности ребенка (с учетом его индивидуальных возможностей); проведение коррекционно-педагогической, психологической работы с детьми; оказание помощи и поддержки родителям, консультирование по вопросам воспитания и развития ребенка.
В ДОУ разработана психолого-медико-педагогическая модель сопровождения детей дошкольного возраста с ОВЗ, в основе, которой лежит непрерывная коррекционно-развивающая работа.
На данный момент в учреждении разработано:
- адаптированная образовательная программа дошкольного образования на основе основной образовательной программы дошкольного образования ДОУ: для детей с ТНР,
- на каждого ребенка с ОВЗ разработан индивидуальный коррекционно-развивающий маршрут в соответствии с его индивидуальными и возрастными особенностями;
- все результаты освоения детьми образовательных программ заносятся в индивидуальную карту развития ребёнка, с целью определения динамики.
Для ребенка-инвалида, посещающего подготовительную группу компенсирующей направленности для детей с ТНР, отдельно разработана индивидуальная коррекционно- развивающая программа «Спящий колокольчик», которые составлена с учетом индивидуальной программы реабилитации ребенка-инвалида.
Особое место при создании условий для обучения и воспитания детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья в ДОУ отводится обогащению и специализации развивающей предметно- пространственной среды. С этой целью расширяется материально-техническая база ДОУ.
На основании проведенного анализа содержания развивающей предметно – пространственной среды, соответственно ФГОС ДО был сделан вывод:
Наполнение групп компенсирующей направленности для детей с ТНР соответствует стандарту на 80- 90%. В каждой группе игровая зона разбита на тематические центры, которые обладают мобильностью - это Центр речевого творчества, Центр детского экспериментирования и уголок природы, Центр безопасности и др.
Материалы и оборудование для познавательно-исследовательской деятельности включают материалы трех типов: объекты для исследования в реальном действии, образно-символический материал и нормативно-знаковый материал. Это оборудование помогает создавать мотивационно-развивающее пространство для познавательно-исследовательской деятельности (н-р: детские мини-лаборатории, головоломки-конструкторы и т.д.).
Для проведения различного рода коррекционно-развивающих и индивидуальных занятий, развлечений и праздников в ДОУ оборудованы:
- музыкальный зал, который оснащён музыкальными инструментами др. оборудованием: фортепиано, колокольчики, бубны, барабаны, ложки, металлофон, маракасы и т.д.
- спортивный зал, оборудованный в соответствии с требованиями: шведская стенка, гимнастические скамейки, мобильные мишени, маты, мячи и т.д.
- кабинеты специалистов (учителей-логопедов, педагога-психолога) укомплектованы необходимым оборудованием, дидактическим и методическим материалом.
Кабинеты учителей – логопедов используются для проведения коррекционной работы с детьми с ОНР, ФФН, индивидуальных занятий по речевому развитию детей.
В кабинетах имеется зона индивидуальной работы с ребенком, рабочая зона учителя-логопеда, где расположено необходимое оборудование: учебно-методические пособия, дидактический материал по всем разделам развития речи, материалы по речевому обследованию детей.
Кабинет педагога – психолога используется для проведения диагностической, коррекционной, консультативной, психопрофилактической работы, реализации задач по организации психологического сопровождения педагогического процесса. В кабинете имеются мягкие игрушки, дидактические интеллектуально-развивающие игры.
Организация образовательного процесса по коррекционной работе
в группах компенсирующей направленности для детей с ТНР.
День недели |
Время проведения |
Вид работ |
Понедельник |
9.00-10.00. |
Организованная образовательная деятельность по подгруппам |
10.00-10.10 |
Консультация с воспитателями, администрацией, специалистами ДОУ |
|
10.10-12.35 |
Индивидуальная образовательная деятельность |
|
12.35-13.00 |
Методическая работа. Взаимосвязь со специалистами ДОУ |
|
Вторник
|
9.00-10.00 |
Организованная образовательная деятельность по подгруппам |
10.00-10.10 |
Консультация с воспитателями, администрацией, специалистами ДОУ |
|
10.10-12.35 |
Индивидуальная образовательная деятельность |
|
12.35-13.00 |
Методическая работа. Взаимосвязь со специалистами ДОУ |
|
Среда |
13.30-15.00 |
Консультация с воспитателями, администрацией, специалистами ДОУ |
15.00-16.20 |
Индивидуальная образовательная деятельность |
|
16.20-16.40 |
Консультация для родителей |
|
16.40-17.00 |
Индивидуальная образовательная деятельность |
|
|
17.00-17.30 |
Консультация для родителей |
Четверг |
9.00-10.00 |
Организованная образовательная деятельность по подгруппам |
10.00-10.10 |
Консультация с воспитателями, администрацией, специалистами ДОУ |
|
10.10-12.35 |
Индивидуальная образовательная деятельность |
|
12.35-13.00 |
Методическая работа. Взаимосвязь со специалистами ДОУ |
|
Пятница |
9.00-10.00 |
Организованная образовательная деятельность по подгруппам |
10.00-10.10 |
Консультация с воспитателями, администрацией, специалистами ДОУ |
|
10.10-12.35 |
Индивидуальная образовательная деятельность |
|
12.35-13.00 |
Методическая работа. Взаимосвязь со специалистами ДОУ |
Перечень методических пособий УМК по реализации коррекционных программ
Методические пособия
Автор составитель |
Наименование издания |
Издательство |
Год издания |
Филичева Т.Б., Чиркина Г.В. |
Программа логопедической работы по преодолению фонетико-фонематического недоразвития речи у детей. |
М.: Просвещение
|
2009 |
Филичева Т.Б., Чиркина Г.В. |
Программа логопедической работы по преодолению общего недоразвития речи у детей. |
М.: Просвещение
|
2009 |
Агранович З.Е. |
Сборник домашних заданий. Для преодоления недоразвития фонематической стороны речи у старших дошкольников. |
СПб.: « ДЕТСТВО- ПРЕСС» |
2005 |
Колесникова Е.В. |
Развитие звуко- буквенного анализа у детей 5-6 лет.- |
М. : « Гном- Пресс» |
2000
|
Колесникова Е.В. |
Развитие фонематического слуха у детей 4-5 лет.- |
М.: « Гном и Д» |
2001 |
Коноваленко В.В., Коноваленко С.В |
Фронтальные логопедические занятия в старшей группе для детей с общим недоразвитием речи. |
М.:Гном- Пресс |
1999 |
Кравченко И.А. |
Игры и упражнения со звуками и словами. |
М.: « Гном- Пресс» |
1999 |
Крупенчук О.И. |
Научите меня говорить. |
СПб.: « Литера» |
2004 |
Крупенчук О.И. |
Стихи для развития речи. |
СПб.: « Литера |
2004 |
Лалаева Р.И., Серебрякова Н.В. |
Формирование лексики и грамматического строя у дошкольников с общим недоразвитием речи. |
Санкт- Петербург, « Союз», |
2001 |
Нищева Н.В |
Конспекты подгрупповых логопедических занятий в старшей (подготовительной) группах детского сада для детей с ОНР. |
СПб. « ДЕТСТВО- ПРЕСС» |
2008 |
Нищева Н.В. |
Система коррекционной работы в логопедической группе для детей с общим недоразвитием речи. |
СПб.: «ДЕТСТВО- ПРЕСС», |
2001 |
Нищева Н.В. |
Тексты и картинки для автоматизации и дифференциации звуков разных групп.- |
СПб.: « ДЕТСТВО- ПРЕСС» |
2010 |
Пожиленко Е.А. |
Волшебный мир звуков и слов. |
М. « ВЛАДОС» |
2001 |
Ткаченко Т.А |
Если дошкольник плохо говорит. |
СПб.: «ДЕТСТВО- ПРЕСС» |
2000 |
Филимонова О.Ю. |
Развитие словаря дошкольника в играх. |
СПб.: «ДЕТСТВО- ПРЕСС» |
2007 |
Четверушкина Н.С. |
Слоговая структура слова. Система коррекционных упражнений для детей 5-7 лет. |
М.: « Гном и Д» |
2001 |
Миронова С.А.
|
Логопедическая работа в дошкольных учреждениях и группах для детей с нарушениями речи» |
М., «Профессиональное образование» |
1993. |
Шумаева Д.Г. |
Как хорошо уметь читать |
СПб., Акцидент |
1998 |
Боровцова Л.А. |
Документация учителя-логопеда ДОУ |
М.: ТЦ Сфера |
2008 |
Курдвановская Н.В. |
Планирование работы логопеда с детьми 5-7 лет. |
М.: ТЦ Сфера |
2007 |
Степанова О.А. |
Организация логопедической работы ДОУ |
М.: ТЦ Сфера |
2007 |
Качественное предоставление образовательной услуги и создание оптимальных условий для детей с ОВЗ невозможно представить без участия родителей. Поэтому мы считаем, что одним из основных принципов создания условий для детей с ОВЗ является принцип «Родитель — член команды». Роль родителя незаменима: он лучше других знает своего ребёнка, знаком с его поведением в различных ситуациях, имеет с ним эмоциональную связь, которая облегчает понимание. Именно родитель является лучшим «экспертом» по своему ребёнку. Сопровождая ребёнка в его созревании и сотрудничая со специалистами, родитель часто становится главным координатором в оказании помощи ребёнку. Основой сотрудничества родителей и специалистов становится сосредоточение внимания на общих целях и выполнение задач при взаимной поддержке. Взаимодействие с семьёй в целом, а не только с ребёнком, является важным условием успешной работы команды педагогов и родителей. Во время работы с семьёй учитываются индивидуальные особенности каждого участника взаимодействия: ребёнка, родителя, близкого взрослого.
Первичные приёмы, консультации, развивающие занятия осуществляются в комфортной для семьи обстановке, чтобы снизить уровень тревожности и внутреннего напряжения родителей. Активное участие семьи в реализации адаптированной образовательной программы дошкольного образования способствует тому, что родители конструктивно решают вопросы обучения и воспитания ребёнка.
Во время работы с семьёй активную позицию родителей педагоги формируют, используя различные приёмы. Это и «инициатива», когда запрос к специалисту должен исходить от родителей, и открытые формы вопросов (использование готового решения обычно вызывает пассивность, а выбор из нескольких вариантов на основе своих знаний и опыта стимулирует активность родителей), структурированность и др. (будут представлены на слайдах)
Педагогами учреждения используются следующие формы работы с родителями воспитанников:
На базе ДОУ создан Консультационный центр по оказанию методической, диагностической и консультативной помощи семьям, обеспечивающим получение детьми дошкольного образования в форме семейного образования.
Такая форма работы особенно важна для семей, имеющих детей-инвалидов и детей с ОВЗ, т.к. дает им возможность получить наиболее полную информацию по интересующим их проблемам и научиться навыкам совместных действий.
В рамках Консультационного центра, были проведены индивидуальные консультации для обратившихся семей, в том числе для семей, воспитывающих детей с ОВЗ и детей-инвалидов:
Тематика индивидуальных консультаций для обратившихся семей была разнообразна: «Индивидуальные особенности развития ребёнка с ОВЗ», «Особенности детей раннего и младшего дошкольного возраста с задержкой психоречевого развития» и др.
После проведенных консультаций родители давали положительную оценку работе Консультационного центра, отмечали его важность в выработке единых требований при воспитании ребенка со стороны всех членов семьи, придавали высокое значение полученным знаниям для формирования их педагогической культуры