Другое дело
Тема: «Мы- юные пожарные».
Цель: систематизация ранее приобретённых знаний об огне и пожаре.
Задачи:
Образовательные: Уточнить, углубить и систематизировать знания детей о пользе и вреде огня, правилах пожарной безопасности и правилах поведения при возникновении пожара.
Формировать практические навыки действий в случае пожара.
Совершенствовать умение делать элементарные выводы и умозаключения.
Развивающие: Развивать логическое мышление, сообразительность,
инициативу при решении проблемных ситуаций;
Развивать творческие способности представлять события по описанию.
Воспитательные: Воспитывать самостоятельность при анализе различных действий и поступков; дисциплинированность, желание соблюдать всегда и
везде правила пожарной безопасности;
Формировать уважение к профессии пожарных.
Предварительная работа:
Заучивание стихотворений, пословиц и поговорок;
Изобразительная деятельность по теме пожарной безопасности;
Дидактическая игра «Кому, что нужно для работы»
Сюжетно-дидактическая игра «Пожарные»
Методические приемы: рассматривание сюжетных картинок, составление правил по картинкам, дидактические и развивающие игры, поиск средств пожаротушения, вопросы поискового характера к детям, создание проблемных ситуаций, объяснение, чтение стихотворений, отгадывание загадок, вызов пожарных по телефону, поощрение, оценка детских ответов.
Ход занятия
Организационный этап
В: -Ребята, посмотрите сколько к нам пришло гостей. (Дети стоят полукругом)
В:Давайте скажем слова приветствия не только гостям.
Д:-Здравствуй утро нежное!
Здравствуй, детский сад!
Здравствуй добрый друг!
Здравствуй все вокруг!
Очень рады мы гостям!
Теплоту мы дарим вам!
1 этап. Ориентационно-мотивационный.
В:-Сегодня утром я получила конверт, но без вас его не открывала. Хотите посмотреть, что в нем?(Да) (В-ль достает флешку)Вставляет в телевизор.
В: Присаживайтесь на свои места и обратите внимание на экран.(дети смотрят мультфильм « Игры с огнем»)
В: -Ребята, как вы считаете, смешарики поступили правильно?
(ответы детей)
-Как вы думаете, о чем пойдет речь?
Дети: О правилах пожарной безопасности.
В: Правильно. Ой, ребята, слышите запах дыма. Пойду посмотрю, что случилось. (Вносит Незнайку. В руках у него спички.)
В:-Дети, Незнайка поджигал спички.
Ребенок: (обращается к Незнайке)
-Незнайка!
-Зачем ты спички в руки взял?
Сразу ты опасным стал,
Ведь огонь, что в них живет
Много бед всем принесет!
В: -Незнайка говорит, что хотел показать, как спички здорово горят.
Вос-ль:- Незнайка, ты, наверное, не знаешь, что может приключиться беда?
Н-ка: -Нет!
2 этап .Проблемно-поисковый
В-ль: -Ребята, что же делать? Как предостеречь Незнайку от беды?
Дети: (Оставить Незнайку, рассказать о пожарной безопасности, научить соблюдать правила)…
В-ль: -Ребята, научим Незнайку?.(Да)
-Незнайка! Проходи! Слушай и запоминай, как нужно обращаться со спичками.
3 этап Практический этап
В: Ребята, давайте составим план, по которому расскажем Незнайке, что может случиться, когда люди забывают об осторожности обращения с огнём. О чем мы можем рассказать.
Дети смотрят на картинки и составляют план.
Д: - Мы можем рассказать Незнайке, какие предметы нужны при тушении пожара.
- Мы можем рассказать Незнайке, чего боится огонь.
- Мы можем рассказать Незнайке, по какому номеру нужно вызывать пожарных.
-Мы можем рассказать Незнайке, каким должен быть пожарный.
В: Ребята, огонь может быть одновременно не только полезным, но и опасным врагом.
В результате неосторожного обращения с огнем, детских шалостей со спичками, может случиться несчастье – опасность для здоровья и жизни людей.
– Чтобы в вашем доме не произошло несчастья, вы должны запомнить главное правило: дети не должны брать спички и играть с ними. Именно игра со спичками может быть одной из причин пожара. Запомните дети и ты, Незнайка.--Если случился пожар, что надо сделать? (Вызвать пожарных по телефону 01 или 112. Сообщить что горит, свой адрес, фамилию, имя; закрыть окна, покинуть помещение.)
Игра «Выбери предмет»
В: Ребята, подойдите к столам. Здесь лежат перфокарты. Давайте представим, что мы – пожарные. Некоторые из этих предметов нам понадобятся при тушении пожара, а какие-то нет. Назовите мне те предметы, которые мы с вами возьмем на тушение пожара: спички, лопата, огнетушитель, кукла, ведро, шланг, песок, пожарная машина, утюг, зажигалка.
(Дети работают с перфокартами)
В:Незнайка, а ты запомнил?
В: Ребята, давайте расскажем Незнайке, чего боится огонь?
Пред. ответы детей (воды, снега, песка, земли)
В-ль: проверим правильность ваших утверждений. Предлагаю пройти в «лабораторию»
-Проведем опыт: на горящую свечу нальем немного воды. Что происходит. Аналогичные опыты с песком, землей)
-А теперь проведем еще один опыт. Горящую свечу накроем. Что происходит с огнем? Он гаснет. Почему? Потому что без воздуха он не может существовать. По этому горящий предмет можно накрыть одеялом или покрывалом. Давайте сделаем вывод: Чего боится огонь: (Вывод делают дети - (Песка, воды, земли, снега, гибнет без доступа воздуха)
В:-Незнайка, поиграй с нашими детьми.
Физминутка. Игра «Топаем - хлопаем».
Правила игры: если дети поступают правильно - хлопают, если нет - топают:
Знаю я теперь, друзья, что с огнем играть нельзя! (хлопают)
Спички весело горят, буду с ними я играть! (топают)
Коля убежал за дом, там играет от с костром. (топают)
Он опасен, Лена знает, утюг больше не включает. (хлопают)
Таня с Ниною играют зажигалку зажигают. (топают)
Клим увидел: дом горит, мальчик «01» звонит. (хлопают)
В: Ребята, а вы знаете по какому номеру телефона вызывают пожарных( На столах лежат разные номера телефонов.)
В: -Дети, возьмите тот номер, по которому нужно вызвать пожарных.
- Почему номер 01? ( потому что 01 – простой, его всякий запомнит;
01- короткий, на пожаре дорога каждая минута)
В: А как вы думаете, кто сможет быстро справиться с пожаром?
Предполагаемые ответы: пожарные.
В: Ребята, давайте расскажем Незнайке, каким должен быть пожарный?
Предполагаемые ответы: смелый, сильный, умный, находчивый, внимательный, ловкий, сообразительный, ничего не боится, храбрый.
- А каких людей не возьмут в пожарные?
-что необходимо делать, чтобы стать пожарным?
В: Как выглядит пожарная машина?
Предполагаемый ответ: красная, большая, наверху есть лестница.
В: Как вы думаете, а почему пожарная машина красного цвета?
Предполагаемый ответ: пожарные автомобили окрашиваются в красный цвет: цвет огня, цвет опасности, цвет, бросающийся в глаза издалека
В: Когда машина едет по дороге её не только видно, но и слышно сирену. Как вы думаете, почему она так громко звучит?
Предполагаемый ответ: чтобы другие машины слышали звуковой сигнал и уступали пожарной машине дорогу.
Во время беседы входит переодетый родитель. Создает ситуацию - пожар в доме. (прикрепляет огонь к крыше и маленькие искорки в окна)
С/р игра «Мы – пожарные»
Один из детей замечает пожар, подбегает к телефону – вызывает пожарных. Остальные дети делятся на две команды и «тушат» пожар. Вытягивают искорку, а на ее место вставляют карточку с изображением того, чем можно потушить пожар)
В-ль:-Молодцы. Быстро потушили пожар. Предлагаю рассмотреть «искорки огня» и ответить на вопросы, написанные на них.
Дети отвечают на вопросы, написанные на «искорках», которые они сняли с «горящего» дома:
-Огонь – это наш друг или враг?
-Детям можно пользоваться спичками и зажигалками?
-Какие приборы в доме являются пожароопасными?
-По какому номеру вызывают пожарных?
-Что нужно сообщить при вызове пожарных?
Рефлексивно –оценочный этап
Ребята, как мы помогли Незнайке?(Ответы детей) По плану
Я предлагаю решить несколько ситуаций вместе с Незнайкой.
В: -Я проговариваю ситуацию, если она опасна, то вы хлопаете в ладоши.
1. Мама готовит обед на газовой плите.
2. Коля разжигает костёр.
3. Катя взяла для игры спички.
4. Коля вместе с папой разжигает костёр.
5. Мама сушит бельё над газовой плитой.
6. Брат оставил включенный утюг.
7. Бабушка пошла в магазин и не отключила обогреватель.
8. Коля взял отвёртку и хочет сам починить розетку.
9. Электрик чинит провода.
10. Загорелась штора, Катя спряталась в шкаф.
11. Семья смотрит телевизор.
12. Дети поджигают сухую траву в лесу.
13. Девочки прыгают через костёр.
14. Папа вкручивает лампочку.
15. В квартире Оли запахло дымом, она позвонила по телефону «03» в пожарную охрану.
В-ль: Молодцы! А ты, Незнайка, запомнил эти правила? (Да)
Обращаюсь к гостям.
-Как вы думаете, ребята достойны звания «ЮНЫЙ ПОЖАРНЫЙ»?
Вручаю медали.
В:-А сейчас подойдите к столу. Возьмите добрый огонек, если считаете, что мы научили Незнайку правилам пожарной безопасности и злой-если вы считаете, что нет.
(Дети берут огоньки)
Послед.работа:
В:-Ребята, а мы с вами возьмем эти раскраски и вместе с Незнайкой отправимся к детям младшей группы. Поможем раскрасить и расскажем правила пожарной безопасности.