Другое дело
Цель: дать детям понятие, что такое устное народное творчество.
Задачи:
Ход
1.Мотивационно-ориентировочный этап.
В: Дети, а знаете, в какой стране мы живём?
Д: В России.
В: Правильно, мы живём в России. Как называются жители нашей страны?
Д: Россияне.
В: Правильно. Россия-большая страна, и её населяет много народов. А на каком языке говорят, россияне?
Д: На русском.
В: Красив, могуч наш русский язык, в древние времена, когда люди еще не знали букв (еще не придумали), не могли писать, они передавали из уст в уста то, что сочиняли самые талантливые авторы той поры. Бабушка рассказывала внучке, внучка вырастала и рассказывала то, что слышала, своей дочке, та-своей. А знаете, как в то время называли губы? Губы называли устами. Поэтому, то, что сочинил народ и не мог записать, называлось устным народным творчеством. К устному народному творчеству относятся пословицы, поговорки, потешки, заклички, прибаутки, загадки, сказки. И вот сегодня мы поговорим о русских народных сказках.
Стук в дверь. Входит домовёнок Кузя. В руках сундук. Плачет.
В: Кто это к нам пожаловал?
К: Вы меня узнали?
В: Почему ты такой грустный? Что у тебя случилось?
К: У меня большое горе, только вы можете мне помочь. Баба яга рассердилась на меня, разбросала, заколдовала все сказки. Какие хранились в моём сундучке, посмотрите!
(Кузя раскрывает сундучок и показывает «заколдованные» картинки)
2. Поисковый этап.
В: Придётся помочь Кузе. Ребята, а как же мы сможем помочь Кузе?
Д: сначала следует угадать название сказки. Потом – назвать героев сказки. И в конце – рассказать, о чем сказка.
(Воспитатель прикрепляет схему описательного рассказа о сказке)
3. Практический этап.
К: Для этого нам нужно отправиться в чудесную страну сказок, надо произнести волшебные слова:
-В сказочное времечко, времечко чудесное
Тихо начинается сказка интересная. (звучит музыка)
Вот мы в сказочной стране.
На картинки посмотрите, всех героев назовите, что за сказка? Подскажите.
К: Это коварная Баба Яга! Вы, наверно, не справитесь!
(Кузя показывает картинки с изображением героев русских народных сказок)
«Лиса и кувшин»
Это русская народная сказка «Лиса и кувшин». Главный герои сказки – это лиса. Лиса нашла кувшин с молоком в поле. Она сунула голову в кувшин, и ее голова застряла в кувшине.
«Три медведя».
Это русская народная сказка «Три медведя». Один медведь был отец, звали его Михаил Иваныч. Он был большой и лохматый. Другой была медведица. Она была поменьше, и звали ее Настасья Петровна. Третий был маленький медвежонок, и звали его Мишутка и Машенька. Однажды Машенька зашла в дом к медведям и начала хозяйничать в их избе.
«Петух да собака»
Это русская народная сказка «Петух да собака». Главные герои этой сказки – петух, собака и лиса. Петух и собака убежали от нерадивого хозяина. А потом собака и петух встретили лису. Она хотела съесть петушка, а петушок ее обманул.
\В: Как вы думаете, ребята, а кто герой этих сказок?
Д: Главными героями в них выступают звери.
В: Правильно. Сказки о животных считаются древними. Наши предки раньше, чем прокормить семью, занимались охотой, и их жизнь зависела от удачи на охоте, и поэтому они с уважением относились к животным, придумывали о них сказки.
В: Сказки о животных мы расколдовали. Кузя, клади свои сказки в сундук.
К: Ой, спасибо, молодцы! Мои любимые сказки о животных!
В: а мы отправляемся дальше. Ребята, посмотрите, что это? (показывает на разрезные картинки).
А как мы с этим заданием справимся?
Д: Чтобы справиться с заданием, нужно собрать кусочки сказки и угадать название сказки.
В: Делимся на две подгруппы ребята. Раз, два, три сказку собери!
В: Расскажите, так какой их сюжетов сказки вы собрали?
1 ребенок. Мы собрали кусочек из русской сказки «По щучьему велению». Главные герои сказки – Емеля и щука. Емеля говорил «по щучьему велению, по моему хотению…» и щука выполняла все задания Емели.
2 ребенок. Мы собрали фрагмент из русской народной сказки «Царевна-лягушка». Главные герои сказки – это царевна-лягушка и Иван-царевич. Иван-царевич женился на лягушке. А лягушка оказалась заколдованной Василисой Премудрой.
В: Молодцы! Расколдовали и эти сказки. Бери Кузя и эти сказки в сундучок.
К: Спасибо, ребята! Молодцы!
И пора нам с ребятами выполнить физкультминутку!
Физкультминутка «В темном лесу есть избушка»
В: Ребята, присядем на полянку и поможем Кузе еще отгадать сказки. Слушайте внимательно!
(звучат фрагменты русских народных сказок «Хвосты», «Волк и семеро козлят», «Гуси-лебеди»).
(Дети угадывают название сказок).
В: Кузя, вот еще в волшебный сундук несколько сказок. Ребята, молодцы!
Кузя, но для тебя еще один сюрприз.
Саша: Кузя, наши ребята покажут тебе сказку нашей Белгородской области, которая называется «Почему?»
Драматизация сказки «Почему?»
В: Кузя, тебе понравилась сказка нашего края? Так положи ее к себе в шкатулку.
К: Спасибо вам ребята, теперь у меня полный сундук сказок. Спасибо!
(Кузя уходит).
4. Рефлексивно-оценочный этап.
В: Ребята, скажите, какие сказки мы расколдовали?
(Ответы детей).
В: Молодцы! Ребята, если вам понравилось как мы вместе расколдовывали сказки, то положите фишки в кармашек под Иваном-царевичем. А если вам что-то не понравилось, то в кармашек под бабой-Ягой.
(Воспитатель спрашивает мнение двух-трех детей).